Васильев Александр АлексеевичС незапамятных времен люди стремились покорить небо: изобретение воздушных змеев, шаров и дирижаблей - лишнее тому подтверждение. Между прочим, один из первых авиаторов имеет отношение и к нашему краю. Александр Алексеевич Васильев (1882-1918) - родился в г. Темникове Тамбовской губернии (по другим сведениям в деревне Марьевка ныне Кадомского района Рязанской области). Окончил Елатомскую гимназию и юридический факультет Казанского университета, был «кандидатом на судебные должности» Казанского окружного суда. Весной 1910 г., впервые увидев полеты авиаторов на Международной авиационной неделе в Петербурге, решил стать лётчиком. По окончании лётной школы «Блерио» аэроклуб Франции 18 августа 1910 г. выдал ему пилотский диплом № 192 (другая версия: звание пилота получил 19 сентября 1910 г.).

Обладая высоким мастерством пилотирования, А.А. Васильев в течение нескольких лет совершал публичные полёты, популяризируя успехи авиации, занимал призовые места в соревнованиях. Ему принадлежат несколько рекордов, в том числе по дальности и продолжительности беспосадочного полета (29 октября 1910 г., перелет из Елисавет-поля в Тифлис, за 1 час 47 минут преодолено 183 км), высотности (в мае 1911 г. на 2-й авиационной неделе в соревнованиях авиаторов Васильев установил сразу два рекорда: продержался в воздухе 2 часа 29 минут и поднялся на высоту 1650 метров). Всероссийскую известность лётчику принесла победа в групповом перелёте из Петербурга в Москву 23 (10 по старому стилю) июля 1911 г. Из 9 (всего же было заявлено 14) участников только он выполнил всю программе полёта и, покрыв расстояние в 725 км за 24 часа 41 минуту 14 секунд, первым проложил воздушную трассу между двумя столицами. Москвичи восторженно приветствовали отважного авиатора; он был признан «королём русской авиации», награждён серебряным кубком Москвы. Главной мечтой лётчика была «воздушная мощь дорогого Отечества». Одним из первых он освоил фигуры высшего пилотажа, третьим из россиян выполнил петлю Нестерова, первым выполнил три «мёртвые петли» в течение одного полета с пассажиром - московской артисткой Поповой - на борту. Во время Балканской войны 1912-13 гг. Васильев был шеф-пилотом сербского главнокомандующего генерала Путника, а с началом первой мировой войны добровольно ушёл на фронт. В звании сублейтенанта воевал в качестве воздушного разведчика в 11-м авиаотряде Юго-Западного фронта, которым командовал П.И. Нестеров. В августе 1914 г. во время разведывательного полёта в районе Львова из-за неисправности мотора его аэроплан потерпел аварию (по другим сведениям - был сбит), и лётчик попал в плен к австрийцам. Долго находиться в плену не входило в расчёты Александра Алексеевича. Он бежал, но неудачно, и его перевели в лагерь строгого режима. Там Васильев и умер в 1918 г. после тяжёлого заболевания. Где его могила, никто не знает, но имя героя, «человека-птицы», «бесстрашного летуна» навсегда осталось в истории русской авиации.