Сорок лет назад, в конце весны 1977 года в Касимове начались съемки очередного фильма – тогда наш город в качестве декораций для своей интерпретации гоголевского «Ревизора» выбрал культовый советский комедиограф Леонид Гайдай.
Недавно режиссер закончил свою трилогию по экранизации произведений советских классиков: в прокат с огромным успехом вышли «Двенадцать стульев» по Ильфу и Петрову, «Иван Васильевич меняет профессию» по Булгакову и «Не может быть!» по Зощенко. Теперь Гайдаю хотелось экранизировать произведение русской классики. Выбор пал на «Ревизора» – недостатки, которые некогда гениально высмеивал Гоголь, не потеряли своей актуальности и в 20 столетии.
Актерский состав фильма оказался действительно звездным: Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Александр Ширвиндт, Вячеслав Невинный, Леонид Куравлев, Михаил Кокшенов, Сергей Мигицко. Павильонные съемки фильма начались 29 января, а закончились 26 апреля 1977 года. Далее съемочная группа отправлялась на натурные съемки – в Касимов.
Журналист Федор Раззаков в своей статье «Инкогнито из Петербурга» так описывает процесс съемок в нашем городе:
«Натурные съемки начались 16 мая. В течение нескольких дней снимали безактерские эпизоды: искусственную лужу, здание почтовой станции. Как писала корреспондент "Приокской правды" Л. Родина: "В эти дни в Касимове происходят довольно странные вещи. В центре города появился монументальный памятник - конная статуя прошлого века, рядом с современными опорами для электропередач стоят полосатые верстовые столбы, по главным улицам едут кареты..."
К концу мая в Касимов подтянулись актеры и начались съемки с их участием. Например, в начале июня снимали эпизод спешного отъезда Хлестакова из города: когда городничий с письмом в руках сходит по ступеням своего дома и удивляется: "Сосульку, тряпку принял за важного человека!..". На экране этот эпизод длится всего лишь 17 секунд, а снимали его 5 часов!
Натурные съемки продлились до 24 июня, после чего группа вернулась в Москву, чтобы продолжить работу в павильонах...».
На экраны страны лента вышла в начале 1978 года. По сравнению с искрометными комедиями Гайдая, «Инкогнито из Петербурга» оказался не самым успешным фильмом с точки зрения популярности в прокате – на классику зрителя всегда заманить непросто. Однако этот фильм смело можно назвать одной из самых талантливых экранизаций русской классики в советском кинематографе.