#Набережная – одна из главных достопримечательностей Касимова. Ее протяженность составляет более 2-х километров вдоль самого берега реки Оки. Расскажем о жилом доме, расположенном по адресу ул.Набережная д.36.
Дом постройки конца 19 начала 20 века, 2-этажный, имеет общую площадь всех помещений 362.9 квадратных метров, по неподтвержденным данным, принадлежавший Братьям Черновым – владельцам чугуно-литейного предприятия. В 1917 году дом отдан под частные квартиры. Но ранее жизнь бурлила…
В 1878 году довольно успешные касимовские купцы и общественные деятели братья Иван и Алексей Черновы основали в городе кузнечно-лудильное производство. Первыми в этой области они не были. Лудильное (лужение — нанесение тонкого слоя олова или его сплава на поверхность металлических изделий и полуфабрикатов) производство издавна принадлежало к традиционным видам деятельности Касимова. Наличие месторождений железной руды способствовало его быстрому развитию в качестве индустриального района. Местные купцы охотно вкладывали средства в развитие лудильного дела, которое к тому же являлось весьма доходным.
Изначально производство Алексея и Ивана Черновых носило исключительно лудильный характер, а со временем братья стали развивать и кузнечное дело. По состоянию на конец 19 века в производстве посуды, втулок, белой жести и прочей металлопродукции было занято 36 человек, что делало предприятие весьма крупным по уездным меркам. Планируя расширять производство в конце 1891 года, Иван Чернов обращается в Рязанское губернское правление с прошением. Однако прибывшие на место техники усмотрели в чертежах Чернова недостатки, а потому в преобразовании заведения в чугуноплавильное предприятие купцу было отказано.
И все же братья от своей идеи не отказались, хотя изначальные планы и претерпели некоторые изменения. Во-первых, было решено не расширять производство в самом Касимове, а организовать отдельное чугунолитейное предприятие за пределами города, при селе Курман, на собственных землях. Во-вторых, к строительству металлургического завода братья решили привлечь партнера, которым стал почетный гражданин Касимова, купец Константин Дмитриевич Веретенников. Весной 1893 года, собрав все необходимые документы, купцы снова обращаются в Рязанское губернское правление с прошением разрешить строительство нового чугунолитейного завода с использованием паровой машины мощностью 30 сил. На этот раз разрешение было получено, и Черновы с Веретенниковым поспешили приступить к строительству.
Завод разместился в 17 км от города на берегу Оки. Цеха были обнесены массивной стеной, окна защищали железные решетки. В период разлива реки пароходы могли подходить практически вплотную к заводским воротам. В первый год работы предприятия на нем трудились 40 человек, а спустя десять лет число рабочих возросло до 205. В справочных изданиях начала ХХ века предприятие фигурирует как «Чугунолитейный завод «Лашма» братьев Черновых». Используя мощности паровых двигателей завод выплавлял до 100 тысяч пудов чугуна в год. Произведенный в доменной печи чугун передавали в литейный цех, в котором были установлены три вагранки, обладавшие производительностью 5 тонн в час. В 1913 году был достигнут максимальный уровень производства — 513 тысяч пудов (885 тонн). Из-за отсутствия железной дороги сырье поставлялось на пароходах, таким же способом вывозили готовую продукцию, в число которой входили торговые гири с маркировкой «БРЧ» .
Во время Первой мировой войны годах завод Черновых был ориентирован на выпуск военной продукции.
В 1919 году предприятие было национализировано и присоединено к группе чугунолитейных заводов Калужской, Тульской и Рязанской губерний.
В 1922 году на заводе начали капитальный ремонт, однако годом позже предприятие оказалось перед угрозой закрытия. Среди причин такого решения значились устарелость технического оборудования, а также дороговизна поставки руды и невозможность субсидирования. От закрытия предприятие спасла специальная комиссия Губсовнархоза, которая провела дополнительную проверку состояния предприятия на местах и признала его вполне работоспособным.
До Великой Отечественной войны Лашманский завод производил до 5000 тонн чугуна в год. И это при том, что в эти годы не было каких-либо вложений в улучшение технического состояния предприятия. К модернизации завода приступили лишь в послевоенное время: была произведена полная реконструкция литейного цеха, запущен участок эмалирования посуды, завод был подключен к государственной системе электроснабжения и др.
Капитальной реконструкции набирающего силу предприятия помешали реформы 1990-х годов. Уже в 1993 году наблюдалось значительное сокращение объемов производства, пошатнулось финансовое состояние завода. В настоящее время ООО «Лашманский литейный завод» признан банкротом и значится как заброшенный объект.
Ирина Дрожжова
Дом постройки конца 19 начала 20 века, 2-этажный, имеет общую площадь всех помещений 362.9 квадратных метров, по неподтвержденным данным, принадлежавший Братьям Черновым – владельцам чугуно-литейного предприятия. В 1917 году дом отдан под частные квартиры. Но ранее жизнь бурлила…
В 1878 году довольно успешные касимовские купцы и общественные деятели братья Иван и Алексей Черновы основали в городе кузнечно-лудильное производство. Первыми в этой области они не были. Лудильное (лужение — нанесение тонкого слоя олова или его сплава на поверхность металлических изделий и полуфабрикатов) производство издавна принадлежало к традиционным видам деятельности Касимова. Наличие месторождений железной руды способствовало его быстрому развитию в качестве индустриального района. Местные купцы охотно вкладывали средства в развитие лудильного дела, которое к тому же являлось весьма доходным.
Изначально производство Алексея и Ивана Черновых носило исключительно лудильный характер, а со временем братья стали развивать и кузнечное дело. По состоянию на конец 19 века в производстве посуды, втулок, белой жести и прочей металлопродукции было занято 36 человек, что делало предприятие весьма крупным по уездным меркам. Планируя расширять производство в конце 1891 года, Иван Чернов обращается в Рязанское губернское правление с прошением. Однако прибывшие на место техники усмотрели в чертежах Чернова недостатки, а потому в преобразовании заведения в чугуноплавильное предприятие купцу было отказано.
И все же братья от своей идеи не отказались, хотя изначальные планы и претерпели некоторые изменения. Во-первых, было решено не расширять производство в самом Касимове, а организовать отдельное чугунолитейное предприятие за пределами города, при селе Курман, на собственных землях. Во-вторых, к строительству металлургического завода братья решили привлечь партнера, которым стал почетный гражданин Касимова, купец Константин Дмитриевич Веретенников. Весной 1893 года, собрав все необходимые документы, купцы снова обращаются в Рязанское губернское правление с прошением разрешить строительство нового чугунолитейного завода с использованием паровой машины мощностью 30 сил. На этот раз разрешение было получено, и Черновы с Веретенниковым поспешили приступить к строительству.
Завод разместился в 17 км от города на берегу Оки. Цеха были обнесены массивной стеной, окна защищали железные решетки. В период разлива реки пароходы могли подходить практически вплотную к заводским воротам. В первый год работы предприятия на нем трудились 40 человек, а спустя десять лет число рабочих возросло до 205. В справочных изданиях начала ХХ века предприятие фигурирует как «Чугунолитейный завод «Лашма» братьев Черновых». Используя мощности паровых двигателей завод выплавлял до 100 тысяч пудов чугуна в год. Произведенный в доменной печи чугун передавали в литейный цех, в котором были установлены три вагранки, обладавшие производительностью 5 тонн в час. В 1913 году был достигнут максимальный уровень производства — 513 тысяч пудов (885 тонн). Из-за отсутствия железной дороги сырье поставлялось на пароходах, таким же способом вывозили готовую продукцию, в число которой входили торговые гири с маркировкой «БРЧ» .
Во время Первой мировой войны годах завод Черновых был ориентирован на выпуск военной продукции.
В 1919 году предприятие было национализировано и присоединено к группе чугунолитейных заводов Калужской, Тульской и Рязанской губерний.
В 1922 году на заводе начали капитальный ремонт, однако годом позже предприятие оказалось перед угрозой закрытия. Среди причин такого решения значились устарелость технического оборудования, а также дороговизна поставки руды и невозможность субсидирования. От закрытия предприятие спасла специальная комиссия Губсовнархоза, которая провела дополнительную проверку состояния предприятия на местах и признала его вполне работоспособным.
До Великой Отечественной войны Лашманский завод производил до 5000 тонн чугуна в год. И это при том, что в эти годы не было каких-либо вложений в улучшение технического состояния предприятия. К модернизации завода приступили лишь в послевоенное время: была произведена полная реконструкция литейного цеха, запущен участок эмалирования посуды, завод был подключен к государственной системе электроснабжения и др.
Капитальной реконструкции набирающего силу предприятия помешали реформы 1990-х годов. Уже в 1993 году наблюдалось значительное сокращение объемов производства, пошатнулось финансовое состояние завода. В настоящее время ООО «Лашманский литейный завод» признан банкротом и значится как заброшенный объект.
Ирина Дрожжова