Жизнь Касимова на протяжении всей его многовековой истории неразрывно связана с Окой. На речном флоте традиционно служили семьями, мастерство и трудовые навыки передавались по наследству, от отца к сыну.
А история развития речного судоходства на реке Оке начинается еще в XVII веке, когда в период царствования Петра I Касимов был отнесен к категории дворцовых волостей, а касимовские татары приписаны к Воронежским корабельным верфям. Наличие корабельной сосны способствовало развитию судостроительства. К 1796 году уездный град Касимов уже располагал значительным гребным и парусным флотом.
Касимовцы первыми на Оке стали вводить паровой флот. В 1858 году гвардии капитан Львов с единомышленником, купцом Барковым, предприняли попытку провести суда, оборудованные паровыми двигателями, от Москвы до Нижнего Новгорода. Следом, по тому же маршруту, отправился пароход «Николай». 1858 год и принято считать началом парового судоходства в Московском водном бассейне.
А в 1872 году из Касимова в Рязань отправился уже товаро-пассажирский пароход «Дмитрий Донской». В ту пору участок реки от Касимова до Рязани считался несудоходным, бакенов и перевалочных вех ещё не было, и капитаны со своими помощниками руководствовались разными прибрежными предметами: деревьями, кручами, землянками. «Дмитрий Донской», однако, благополучно добрался до Рязани и вернулся обратно. Но в первую навигацию пароход ходил от случая к случаю, а регулярное пассажирское сообщение между Касимовом и Рязанью открылось только в 1873 году. К этому времени судовладельцы купили и пустили в плаванье второй пароход, дав ему имя «Касимов».
Уже в 70-е годы XIX века на правом берегу Оки появляются ремонтные мастерские, обслуживающие суда судовладельца Александра Викуловича Качкова, который к тому времени становится практически единовластным «хозяином» на реке. Этот затон ещё долгое время называли «Качковским». Создание этих мастерских стало началом богатой истории развития Касимовского судоремонтного завода, который в 2017 году отметил 145-летний юбилей.
Ежедневно между Рязанью и Нижним Новгородом курсировали 7 комфортабельных грузопассажирских пароходов: среди них – «Ока», «Касимов», «Петр I», «Дмитрий Донской», «Владелец». Рейсы между Рязанью и Москвой совершал пароход «Помощник».
Отвоевывая первые места на водных речных путях, пароходство Качкова, конторы которого имелись в Нижнем Новгороде, Касимове и Рязани, стремительно развивалось и крепло. К 1916 году оно имело 7 пароходов и 15 несамоходных судов, осуществляя перевозки по Оке и Москве-реке, да ещё и пристани и дебаркадеры на протяжении всей Оки.
В 1906 году открылось буксирное пароходство.
Рабочую силу для флота и мастерских поставляли Касимов и селения – Ерахтур, Елатьма, Пустынь, Пителино, Шульгино, Бабино-Булыгино.
В 1935 году на правой стороне Оки, чуть выше Касимова, близ Острова (ныне он называется Остров-затон), была построена каменная дамба длиной в несколько сот метров. Это позволило расширить территорию затона, который до недавнего прошлого вмещал около 200 судов. Зимовка судов в новом затоне стала безопасной даже в самые сильные паводки. Постепенно на правом берегу Оки, у затона, строились котельные и столярный цехи, лесозавод, силовая станция. В 1939 году вступил в эксплуатацию первый плавучий док, а после Великой Отечественной войны касимовцы перешли на капитальный ремонт флота своими силами.
Пристань Касимов в апреле 1975 года была преобразована в порт. О значении порта может говорить хотя бы тот факт, что через него на тот момент проходило свыше 25% грузов Московского пароходства. Одного только строительного камня, который добывали в касимовских карьерах, отгружалось за навигацию более трёх миллионов тонн.
В течение 70-х - 80-х годов на стапелях Касимовского судоремонтного завода велось строительство 200-тонных барж, насосных станций, головных агрегатов судов-гидроперегружателей. Также в конце 70-х годов было создано новое судно: речной буксир-толкач (РТ, проект 911).
Интересное было время: речной транспорт развивался наравне с железнодорожным и автомобильным, один за другим шли суда, реки работали на страну. Ведь это было целым событием - отправиться в деревню по реке на речном трамвайчике, а кому подальше – на «Заре». Но самой «крутой» была поездка на «Ракете» (теплоходе на подводных крыльях), ходившей до Горького и Рязани.
В сложные 90-е Московское речное пароходство, в состав которого входил порт Касимов, ощутило на себе все трудности постперестроечного времени. Многие объекты передавались в другие ведомства. Процесс реструктуризации и перепрофилирования предприятия продолжается.
Но, несмотря ни на что, все мы с нетерпением ждем ледоход, чтобы потом с трепетом ожидать прибытие первых грузовых и туристических теплоходов!
А на бельведере Касимовского историко-культурного музея-заповедника с 6 апреля работает выставка, посвященная этой теме. Приглашаем познакомиться с проектом «Как провожают пароходы…». Справки по телефону: 8(49131)4-38-36.