Сегодня мы Вам расскажем о выдающемся отечественном мусульманском просветителе, многолетнем лидере мусульманской общины, касимовском земляке, это - Гатаулла Баязитов (тат. Атаулла Баязитов) родился он 29 ноября 1846г. в деревне Темгенево (по-татарски Түмәнәү) Касимовского уезда, Рязанской губернии, Российской империи в семье имама.
Начальное образование получил в медресе своего отца. Учился в медресе «Баймурад» Касимовского уезда, затем в медресе «Кышкар» Казанского уезда. В 1867 Баязитов вернулся в село Чутай (с.Четаево) и в течение трёх лет преподавал логику и философию в сельском медресе. В 1870 году выдержал экзамен в Оренбургском магометанском духовном собрании и получил звание имама-хатыба-джалия мударриса. В 1871 году Гатаулла Баязитов получил приглашение из Петербурга, где возглавил 2-й мусульманский приход. Богослужения прихода проходили в квартире Гатауллы Баязитова по адресу Набережная реки Мойки, дом 22, кв. 28. Позже был назначен старшим ахуном в крымско-татарском эскадроне Собственного Его Императорского Величества Конвоя и Отдельного гвардейского корпуса. Служил в чине надворного советника - переводчиком и преподавателем в Учебном отделе восточных языков Азиатского департамента Министерства иностранных дел (тюркских наречий и мусульманского права), Николаевского кадетского корпуса и других учебных заведений Петербурга. В 1880-х годах Баязитов обращался за разрешением издавать газету «Хэфтэ» (Неделя) на татарском и русском языках. Лишь в сентябре 1905 года он получил разрешение и стал учредителем и редактором газеты «Нур» (Свет), которая стала первой в Петербурге газетой, издаваемой на татарском языке.
В 1881 году Баязитов обратился к властям Петербурга за разрешением на строительство Петербургской соборной мечети. Одновременно с этим началась всероссийская кампания по сбору средств на строительство мечети, ставшая видным феноменом общественного движения российских мусульман. В 1906 году #Баязитов получил разрешение правительства учредить и возглавить Особый комитет уполномоченных лиц по сбору средств на строительство мечети. За период с 1883 по 1898 гг. было собрано около 37 000 рублей. Третьего февраля 1910 года состоялась церемония закладки мечети.
Будучи уже тяжело больным, Баязитов принял участие в торжественном акте закладки мечети и даже произнес речь. #Гатаулла Баязитов является автором книг по исламу. В книге «Возражение на речь Эрнеста Ренана: Ислам и наука» он вступил в полемику с французским ученым Ренаном, который заявлял о несовместимости положений ислама и рационального знания. В книге «Отношение Ислама к науке и иноверцам» Баязитов доказывал, что одним из основополагающих принципов веротерпимости ислама является цивилизованное отношение к иноверцам. В работе «Ислам и прогресс» Баязитов утверждал о принципиальной совместимости исламской религии и прогресса.
Заслуги Гатауллы Баязитова отмечены золотой и серебряной медалями «За усердие» для ношения на шее на Станиславовской ленте; орденами Святого Станислава 3-й степени и Святой Анны 2-й и 3-й степеней; орденом Эмира Бухарского и иранского ордена Льва и солнца.
В апреле 1911 года Баязитов умер. В день похорон ему были отданы почести как высшему мусульманскому деятелю Петербурга: по приказу петербургского градоначальника на пять минут было остановлено движение городского транспорта, а из заводских труб издавались протяжные гудки. Баязитова похоронили на Магометанском кладбище. При советской власти могилу уничтожили. В 2011 году, в связи со столетием со дня смерти Баязитова, на средства, собранные Татарской национальной культурной автономией Санкт-Петербурга, на кладбище был установлен кенотаф Баязитову.